Олег Махов
Союз мастеров Республики Коми
МАХОВ ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ
Основные направления: художественная обработка дерева (кап, сувель), бересты; живопись.
Член Союза мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми с
Родился 06.04.1969 г. в г. Сыктывкаре Республики Коми. Образование – архитектор-строитель.
С
Мастер – постоянный участник и дипломант творческих фестивалей и выставок. С 1993 года является членом Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Республики Коми. В 2004 году Олег Павлович получил звание «Народный мастер России».
За свою творческую карьеру Олег Павлович собрал множество наград на различных конкурсах: I место в конкурсной программе лучших работ на Всероссийской выставке «Ладья», II место на Всероссийском конкурсе «Молодые дарования», II место в конкурсной программе «Русь Мастеровая». Мастер принимал участие в зональной выставке Союза художников России «Российский Север». Изделия мастера выставлялись на продажу в салоне Эрмитажа, а также в Русском музее Санкт-Петербурга. Кроме того работы мастера экспонировались во Франции и Финляндии.
#ВОПРОС_МАСТЕРУ (2020 г.)
❓Во сколько лет Вы вырезали первую фигурку, помните ли ее?
Творчеством я начал заниматься с раннего детства, в начальные школьные годы. Много рисовал на разные темы, лепил из пластилина фигурки животных, людей, мастерил различные предметы из дерева, игрушки… Наблюдал за пластикой, движением и пропорциями животных. Даже попытался нарисовать себя с фотографии, был удивлен результату. Тогда же и понял, что творчество – это мое. Помню даже, когда спрашивали в детском саду: «Кем вы хотите быть?», я отвечал, что буду дизайнером. Так в принципе и вышло: помимо резьбы и скульптуры, я занимаюсь созданием интерьеров, что также дает мне возможность творческого поиска.
❓Когда начали заниматься резьбой? Закончили для этого училище или сами начали?
Профессионально стал заниматься резьбой в 1992 году, параллельно работая в архитектурно-строительной группе проектного института «Комигражданпроект». Специально резьбе не обучался, хватало собственной творческой интуиции, предварительного опыта в лаковых миниатюрах, которыми тоже был увлечен. Но самое главное – это знакомство с самобытным мастером Василием Поповым, от которого я и узнал об интересном материале, о березовом наросте – капе и сувеле.
❓Как рождается идея? Где черпаете вдохновение? Сколько изделий может быть в работе одновременно?
Идея рождается у меня по-разному. Иногда сам материал подсказывает будущую форму. Например, сувель, с которым я работаю, зачастую напоминает перевернутую чашу. Остается только сделать выборку и шлифовку. Видимо, по этой причине издревле из него создавали братины, ковши, ендовы, скобкари, солонки-утицы. Конечно, своей формой кап и сувель могут быть похожи и на свернувшегося в клубок зверя или нескольких зверей, может напомнить и голову (слово «кап» означает «голова»). При создании первого своего изделия из сувеля в 1992 году я отталкивался от природной формы, напомнившей мне утицу с повернутой в сторону головой. Так как это было моим первым творением в этом жанре, делал я его со всей тщательностью очень долго, примерно полгода.
Но по этому пути я иду редко, чаще я ищу материал под свою готовую идею скульптуры малой пластики или декоративно-прикладного изделия.
Идея рождается быстрее, чем происходит ее воплощение. И пока делаешь одну работу, можешь загореться идеей о создании чего-то другого. Иногда даже приходится откладывать начатое и полностью переключаться на новое. Поэтому в работе может быть сразу несколько изделий. Творческий процесс не останавливается никогда. Само воплощение идеи происходит, конечно, в мастерской, но обдумываю текущий проект или новую идею, бывает, даже на ходу. А бывает и во сне. Тогда могу встать с кровати и нарисовать придуманное, чтоб не забыть на утро. Особенно такое случается, если засидишься с творчеством допоздна. Тогда ложишься спать, продолжая думать о каких-то идеях, о каких-то образах. После активной работы, мозг сразу не может перейти в спокойное состояние, ты находится еще под впечатлением увиденного или создаваемого. Идеи могут приходить одна за другой.
Зажигаться идеями можно и от различных поездок на выставки, ярмарки, фестивали, от посещения музеев. Поездки вообще очень важны для творческого человека. На выставках и фестивалях происходит общение с другими художниками и мастерами, происходит взаимный обмен идеями, впечатлениями.
❓Кто приобретает ваши работы?
За годы сложился круг постоянных покупателей. Это и крупные организации, и частные лица – люди, интересующиеся искусством. Есть даже коллекционеры в нашем городе, которые собирают именно мои работы из капа и сувеля. Конечно, мне это очень приятно, я дорожу такими людьми, которые так же, как я, однажды и навсегда впечатлились этим чудесным материалом. Есть любители моего творчества и в других городах и даже других странах. Например, когда я приезжал в Москву, на Выставку-ярмарку народных художественных промыслов России «Ладья», то неизменно, каждый раз меня находили несколько разных ценителей и коллекционеров. Из них также есть постоянные.
В одну из моих поездок в Финляндию, в Хельсинки, на Русскую Рождественскую выставку-ярмарку, одну из моих работ купила местная жительница, тоже впоследствии ставшая почитательницей моего творчества: искала мои работы и на следующих выставках.
На открытии Русского духовно-культурного центра в Париже мои работы заметил журналист и путешественник по России Жерар Пенге. Заинтересовавшись, он захотел познакомиться с автором, но к сожалению, самого меня не было на выставке. И тогда он решил, что должен ехать в Сыктывкар, скорректировав свой намеченный маршрут по России на 1000 км в сторону Севера.
❓Кто из известных людей приобретал ваши работы?
Большим ценителем моего творчества был многие годы Юрий Алексеевич Спиридонов. Он утверждал к госзакупкам в качестве представительских подарков мои работы. А дальше мои изделия были подарены президенту Венгрии Арпаду Генцу в 1993 году, Борису Ельцину в 1996-м, В.С. Черномырдину, и многим другим представителям властных структур. В самом начале 2000-х одна из моих работ была вручена В.В. Путину.
❓Оставляете ли себе какие-либо работы?
Первая работа была как талисман.
Конечно, все изделия для меня дороги и хотелось многие оставить, собрать коллекцию произведений разных лет… И даже пробовал так делать, но понял, что у каждого изделия свой путь, своя жизнь…