Олег Махов
Союз мастеров Республики Коми

Олег Махов

МАХОВ ОЛЕГ ПАВЛОВИЧ

Основные направления: художественная обработка дерева (кап, сувель), бересты; живопись.

Член Союза мастеров декоративно-прикладного искусства Республики Коми с 2002 г; Народный мастер России с 2004 г.

Родился 06.04.1969 г. в г. Сыктывкаре Республики Коми. Образование – архитектор-строитель.

С 1992 г. занимается художественной обработкой деревянных наростов – капа и сувеля. С 1992 г. постоянный участник республиканских, зональных, межрегиональных, всероссийских выставок, конкурсов и фестивалей.

Мастер – постоянный участник и дипломант творческих фестивалей и выставок. С 1993 года является членом Союза мастеров декоративно-прикладного искусства и народных художественных промыслов Республики Коми. В 2004 году Олег Павлович получил звание «Народный мастер России».

За свою творческую карьеру Олег Павлович собрал множество наград на различных конкурсах: I место в конкурсной программе лучших работ на Всероссийской выставке «Ладья», II место на Всероссийском конкурсе «Молодые дарования», II место в конкурсной программе «Русь Мастеровая». Мастер принимал участие в зональной выставке Союза художников России «Российский Север». Изделия мастера выставлялись на продажу в салоне Эрмитажа, а также в Русском музее Санкт-Петербурга. Кроме того работы мастера экспонировались во Франции и Финляндии.

#ВОПРОС_МАСТЕРУ (2020 г.)

Во сколько лет Вы вырезали первую фигурку, помните ли ее?
Творчеством я начал заниматься с раннего детства, в начальные школьные годы. Много рисовал на разные темы, лепил из пластилина фигурки животных, людей, мастерил различные предметы из дерева, игрушки… Наблюдал за пластикой, движением и пропорциями животных. Даже попытался нарисовать себя с фотографии, был удивлен результату. Тогда же и понял, что творчество – это мое. Помню даже, когда спрашивали в детском саду: «Кем вы хотите быть?», я отвечал, что буду дизайнером. Так в принципе и вышло: помимо резьбы и скульптуры, я занимаюсь созданием интерьеров, что также дает мне возможность творческого поиска.

❓Когда начали заниматься резьбой? Закончили для этого училище или сами начали?
Профессионально стал заниматься резьбой в 1992 году, параллельно работая в архитектурно-строительной группе проектного института «Комигражданпроект». Специально резьбе не обучался, хватало собственной творческой интуиции, предварительного опыта в лаковых миниатюрах, которыми тоже был увлечен. Но самое главное – это знакомство с самобытным мастером Василием Поповым, от которого я и узнал об интересном материале, о березовом наросте – капе и сувеле.

Как рождается идея? Где черпаете вдохновение? Сколько изделий может быть в работе одновременно?
Идея рождается у меня по-разному. Иногда сам материал подсказывает будущую форму. Например, сувель, с которым я работаю, зачастую напоминает перевернутую чашу. Остается только сделать выборку и шлифовку. Видимо, по этой причине издревле из него создавали братины, ковши, ендовы, скобкари, солонки-утицы. Конечно, своей формой кап и сувель могут быть похожи и на свернувшегося в клубок зверя или нескольких зверей, может напомнить и голову (слово «кап» означает «голова»). При создании первого своего изделия из сувеля в 1992 году я отталкивался от природной формы, напомнившей мне утицу с повернутой в сторону головой. Так как это было моим первым творением в этом жанре, делал я его со всей тщательностью очень долго, примерно полгода.
Но по этому пути я иду редко, чаще я ищу материал под свою готовую идею скульптуры малой пластики или декоративно-прикладного изделия.
Идея рождается быстрее, чем происходит ее воплощение. И пока делаешь одну работу, можешь загореться идеей о создании чего-то другого. Иногда даже приходится откладывать начатое и полностью переключаться на новое. Поэтому в работе может быть сразу несколько изделий. Творческий процесс не останавливается никогда. Само воплощение идеи происходит, конечно, в мастерской, но обдумываю текущий проект или новую идею, бывает, даже на ходу. А бывает и во сне. Тогда могу встать с кровати и нарисовать придуманное, чтоб не забыть на утро. Особенно такое случается, если засидишься с творчеством допоздна. Тогда ложишься спать, продолжая думать о каких-то идеях, о каких-то образах. После активной работы, мозг сразу не может перейти в спокойное состояние, ты находится еще под впечатлением увиденного или создаваемого. Идеи могут приходить одна за другой.
Зажигаться идеями можно и от различных поездок на выставки, ярмарки, фестивали, от посещения музеев. Поездки вообще очень важны для творческого человека. На выставках и фестивалях происходит общение с другими художниками и мастерами, происходит взаимный обмен идеями, впечатлениями.

Кто приобретает ваши работы?
За годы сложился круг постоянных покупателей. Это и крупные организации, и частные лица – люди, интересующиеся искусством. Есть даже коллекционеры в нашем городе, которые собирают именно мои работы из капа и сувеля. Конечно, мне это очень приятно, я дорожу такими людьми, которые так же, как я, однажды и навсегда впечатлились этим чудесным материалом. Есть любители моего творчества и в других городах и даже других странах. Например, когда я приезжал в Москву, на Выставку-ярмарку народных художественных промыслов России «Ладья», то неизменно, каждый раз меня находили несколько разных ценителей и коллекционеров. Из них также есть постоянные.
В одну из моих поездок в Финляндию, в Хельсинки, на Русскую Рождественскую выставку-ярмарку, одну из моих работ купила местная жительница, тоже впоследствии ставшая почитательницей моего творчества: искала мои работы и на следующих выставках.
На открытии Русского духовно-культурного центра в Париже мои работы заметил журналист и путешественник по России Жерар Пенге. Заинтересовавшись, он захотел познакомиться с автором, но к сожалению, самого меня не было на выставке. И тогда он решил, что должен ехать в Сыктывкар, скорректировав свой намеченный маршрут по России на 1000 км в сторону Севера.

Кто из известных людей приобретал ваши работы?
Большим ценителем моего творчества был многие годы Юрий Алексеевич Спиридонов. Он утверждал к госзакупкам в качестве представительских подарков мои работы. А дальше мои изделия были подарены президенту Венгрии Арпаду Генцу в 1993 году, Борису Ельцину в 1996-м, В.С. Черномырдину, и многим другим представителям властных структур. В самом начале 2000-х одна из моих работ была вручена В.В. Путину.

Оставляете ли себе какие-либо работы?
Первая работа была как талисман.
Конечно, все изделия для меня дороги и хотелось многие оставить, собрать коллекцию произведений разных лет… И даже пробовал так делать, но понял, что у каждого изделия свой путь, своя жизнь…

События

22 ноября 2024

Щедрый вторник

День благотворительности
15 ноября 2024 Отчёт

МОУ "СОШ" с. Подъельс

состоялась замечательная встреча
16 октября 2024 Отчёт

ВАЛЯ, КНИГИ, ДВА КОТА. 11.10.24

фотоотчет с открытия персональной выставки Натальи Селиверстовой
23 сентября 2024

«Наш современник».

состоялась презентация августовского номера литературного журнала писателей России