Михаил Герцман об опере «Тоска»:

Михаил Герцман об опере «Тоска»:
22 июня 2016
«Так счастливо сошлись звезды» Типография

Фестиваль «Сыктывкарса тулыс», традиционно завершающий сезон театра оперы и балета, и на этот раз стал кульминацией сезона. Как и все прошлые, он открывался премьерой. Сейчас, когда от фестиваля нас отделяет несколько недель, стало ясно, что опера «Тоска», открывшая этот 26-й фестиваль, оказалась и самым ярким его событием. Интерес зрителей и критики к этой премьере с самого начала был подогрет не только тем, что рождение «Тоски» на нашей оперной сцене происходило уже не впервые, но и тем, что этот спектакль стал дебютом нового главного режиссера театра Ильи Можайского. Своими впечатлениями с читателями БНК делится Михаил Герцман, председатель Союза композиторов Республики Коми.

Не знаю, чем это объяснить (возможно, ещё и вокальным прошлым режиссёра), но в спектакле каким-то чудом сразу же возник непривычный, искомый и всегда трепетно ожидаемый феномен – тот самый синтез музыки и драмы, который и является главным родовым признаком оперного жанра. Это явилось чудом, но чудом вполне объяснимым.

Что там говорить, все мы, конечно же, были захвачены бессмертной музыкой Джакомо Пуччини,но то обстоятельство, что именно на этом спектакле мы как никогда остро сопереживали героям, объяснялось не только безупречным исполнением музыки, ибо это была лишь первая часть желанного синтеза (дирижёр-постановщик Азат Максутов). Думается, что необычайный успех этой далеко не простой оперы объясняется тончайшей реалистичностью, достоверностью существования оперных героев, правдивостью их душевных состояний и, отсюда, убедительностью всех происходящих событий (вот и вторая часть «того самого» синтеза).

2.jpg

И всё-таки, желанное слияние оперы и драмы не случилось бы, если бы не состоялась удивительная гармония всех остальных компонентов оперной постановки – меня и сегодня не оставляет мистическое ощущение, что все звёзды как-то счастливо сошлись над этим спектаклем.

1(1).jpg

…Открывается занавес, и мы видим на изрядно затемнённой сцене анфиладу арок, уходящих в бесконечную чёрную даль, и это создаёт ощущение гигантской воронки, непреодолимо втягивающей всё происходящее в страшную бездну.В центре сцены своеобразная лесенка – на её площадке чуть позже будет творить художник Марио Каварадосси; справа от неё мы видим изваяние Мадонны, слева – некое подобие сидячего саркофага, где позже укроется Скарпиа, а потом и Флория Тоска. Все эти далеко не случайные «предупреждения» с первого же взгляда и обеспечили наш неослабевающий интерес к событиям оперы (художник-постановщик Юрий Самодуров, художник по свету Нелли Сватова).

2(1).jpg

Замечательными компонентами спектакля стали хоры – как детский, спевший и сыгравший юных церковных певчих (руководитель Ольга Рочева), так и штатный хор театра, в чьём исполнении особенно проникновенно прозвучала закулисная кантата, дивно слившаяся в полифоническом единстве с диалогом солистов на сцене (хормейстер-постановщик Наталья Масанова).

3.jpg

Однако самым поразительным чудом этого спектакля для меня стали исполнители главных партий в опере. Перед нами прошли два состава:Ольга Георгиева и Елена Аюшева (Флория Тоска), Анатолий Журавлёв и Чингис Аюшеев (Марио Каварадосси), Владимир Ванеев и Алексей Петров (Скарпиа). Суть чуда оказалась вот в чём. Все исполнители строили образы своих героев, исходя из жестких указаний одного и того же режиссера; всеми тремя управлял один и тот же дирижёр; и, наконец, все исполнители пели одни и те же ноты, написанные одним и тем же Пуччини! Но и тот, и другой составы оказались совершенно непохожими! А значит, непохожими оказались и оба спектакля.

3(1).jpg

Какими именно? В чём состояла разница между ними? Возможно, кто-то из них был правдивей? Интересней? Убедительней? Для ответа на эти вопросы надо всего лишь посмотреть этот спектакль – в любом составе. А может быть, и поспорить – хотя бы с самим собой…

Бесспорно одно: мы увидели настоящую оперу в ее первородном единстве – синтезе музыки и драмы. Нам просто повезло – так сошлись звёзды

По материалам БНККоми

Фото Сергея Зиновьева и Дмитрия Напалкова

События

18 августа 2019 Отчёт

Коми ВДНХ

ТРЦ "Июнь" | 17 августа 2019 г. | Сыктывкар
17 августа 2019 Отчёт

пленэр «Клюква»

в Сыктывкаре открылась выставка по его итогам
14 августа 2019 Анонс

Выставка «Живая земля»

Татьяны Буториной
14 августа 2019 Анонс

Выставка «Зарни кияс»

с 1 октября по 4 ноября 2019 года
10 августа 2019 Анонс

"В кругу любви и вдохновенья"

выставка к юбилею мастеров декоративно-прикладного искусства Михаила Кочева и Александра Тоинова.