История в «картинках»

История в «картинках»
26 января 2019
поздравления с 70-летним юбилеем будет принимать мастер Валерий Лаврентьевич Торопов

Валерий Торопов родился на севере Нижегородской области (г. Шахунья) и отмечает, что эти места раньше тоже были заселены финно-уграми: их пребывание сохранилось в топонимических названиях, названиях объектов, там еще есть марийские деревни. Поэтому коми культура – не чужая для него.

Среди своих предков художников не знает, но гордится, что в роду были знатные мастеровые. «Один дед плел корзины, слыл отличным кровельщиком. Делал то, за что другие не брались. Когда в Шахунье строили 230-метровую телевышку, для ее крепления не хватало длины тросов. Сварка тут не годится, так он сплел железные нити – до сих пор держатся! – вспоминает Валерий Лаврентьевич. – Другой мой дед – знатный плотник, печник. В возрасте 80 лет шил на машинке рукавицы и продавал на базаре – чтобы не быть обузой сыновьям».

У внука нижегородских умельцев тоже оказались золотые руки. Закончил художественное училище, получил специальность «гравер, учитель рисования и черчения».

– Защитив диплом, днем я рисовал афиши в кинотеатре в родной Шахунье, а вечерами делал гравировки для клиентов КБО, даже оборудовал мастерскую на дому. Запомнился случай: по заказу одного кировчанина оформлял надгробие на могилу его брата – командира Красной Армии, который не раз встречался в бою с батькой Махно. Привезли огромную плиту зеленого мрамора. Эпитафия тоже была монументальной – работал над ней сутки. Но и гонорар был соответствующий – как месячный заработок…

Потом мой бывший педагог Олег Сергеевич Козырев позвал в художественную школу. Там я работал с 1968 года, пока в армию не забрали.

Служил Валерий Торопов в Нижнем Новгороде. В части ему тоже довелось применять свои художественные навыки. «Армии я благодарен за то, что там мне выпала возможность многое попробовать, чему я учился, но раньше не делал: мозаику, чеканку, шрифты, сварку... Командование любило демонстрировать начальству работы нашей худбригады…».

Не боги горшки обжигают…

После службы учил лепке инвалидов по зрению, работал в соседнем Тонкино директором художественной школы. Поступил на факультет искусств Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева.

– Один из моих родственников к тому времени обосновался в Коми – в Зеленце, и я приезжал к нему в гости. Понравилось здесь, потянуло, захотелось романтики, для начала – сменить место жительства, – вспоминает собеседник.

Окончив вуз, в 1981 году Валерий Торопов приехал в нашу республику. «Было желание открыть здесь школу искусств. Но в Минкульте мне сказали, что в регионе есть пять школ, которые обеспечивают контингент поступающих в училище искусств, больше не надо. Меня это удивило, ведь тогда в стране был курс на художественное образование, в Нижегородской области на тот момент было 60 художественных школ!.. Но я уже твердо решил назад не возвращаться…

Родственник посоветовал попытать счастья в Выльгорте. Здесь в то время заведующим отделом культуры был Александр Александрович Куликов. Он посмотрел мои документы, характеристики, говорит: «Есть место. Пойдешь директором Пажгинской централизованной клубной системы? Три села – Пажга, Гарья, Лэзым»... С чего-то надо было начинать. Тем более в клубе тоже с ребятишками можно было заниматься. Согласился.

Через год Александра Александровича перевели в Министерство культуры, а на свое место он рекомендовал меня.

Сразу понял: чиновничья работа – не мое. Я же художник, должен творить! Дети – живой материал, а тут – одна бумага…

В 1983 году по долгу службы сопровождал министра промышленности Коми АССР в осмотре в м. Пичипашня цеха художественной керамики Выльгортского лесопункта. Там трудились супермастер Виталий Ватаманов с супругой Тамарой. Но кадров было очень мало – человек семь. Выпускали на полуавтомате три вида продукции: одно-, двух- и трехлитровые горшки. Дал министру понять: вот где руку приложить надо!

Выпросился я туда – «на укрепление местной промышленности». В годы перестройки цех приказал долго жить. Но в 1985 году успели организовать при нем изокружок, а в 1986-м – изостудию «Гончарик». Обучались дети из Выльгортской школы № 1. Ходить на птицефабрику было далеко, в мороз, по трассе… Очень переживал за ребятишек. Ходатайствовал, и нам выделили подвал на улице Домны Каликовой, 73. Год мы с ребятами его чистили и ремонтировали!

Сыктывдинско-финская дружба

Желающих заниматься было много. Для старшеклассников организовали двухгодичный учебно-производственный комбинат (УПК) при школе № 2, которая к тому времени была уже построена. Выпускникам давали удостоверения от Минтруда, профессии по реестру – оправщик-чистильщик гончарных изделий и изготовитель изделий из керамики. Некоторые работали по этим специальностям, например, одна из первых выпускниц Наталья Воробьева.

Но как бывает у нас в стране – одно поветрие сменяется другим. Началась «оптимизация» учебного процесса, получилось, что я отбираю часы у школьных учителей. Решили меня сократить.

Как же так?! Студия есть, ребятишкам там нравится, уже делали выставки, о нас заговорили, даже конкуренты появились – стали открываться другие кружки керамики… Совместно с нашим управлением культуры вышли с ходатайством на Министерство культуры. Организовали народный коллектив, дали две ставки – заведующий изостудией «Гончарик» и технолог. Потом на базе изостудии сделали классы с углубленным изучением изо. Ходили по детским садам и отбирали самых одаренных детишек... Интерес к делу был, а часов и базы катастрофически не хватало. С директором музыкальной школы Константином Козаком мы предлагали тогда сделать пристройку к школе № 1 и давать там музыкальное, художественное, ремесленное, театральное, этнографическое, национальное образование. Но нам сказали, что есть республиканская гимназия искусств…

На базе изостудии «Гончарик» в 1994 году создали школу художественного ремесла… Много за все это время было трудностей. Но когда есть добрая идея, найдутся и единомышленники. Так, благодаря бывшему тогда главой района Артуру Рудольфу появился Дом народных ремесел «Зарань». Кстати, он первым из руководителей спустился к нам в подвал…

Заглянул туда и министр культуры Финляндии – во время своего визита в Коми. А буквально через две недели нас пригласили на российско-финляндский форум. Наладились тесные культурные связи с обменом опытом и визитами – на средства выигранных грантов. У нас появился Дом народных ремесел «Зарань» со школой художественного ремесла, а у финнов – шикарный Дом дружбы, где экспонируются и наши работы. В начале февраля ждем западных гостей на Дни финской культуры в Сыктывдинском районе.

«Цыплята»

А на 1 марта в Национальной галерее планируется открытие юбилейной выставки народного мастера «Валерий Торопов: учитель и ученики». «Это инициатива моих выпускников. Когда за плечами 50 лет педагогической работы, твой результат – это не столько собственные произведения, сколько работы твоих учеников, их успехи, – говорит юбиляр. – Никогда не знаешь, кем вырастет твой ученик. Но если ты заложил в него зерно, всегда чувствуешь сопричастность – и к его неудачам, и к его успехам».

Безусловно, чувствуют эту сопричастность и сами ученики Валерия Лаврентьевича Торопова. Главный инициатор юбилейной выставки мастера – один из его первых выпускников, ныне – действительный член Российской академии художеств, полный кавалер орденов Карла Фаберже, владелец собственного монетного двора Сергей Квашнин.

Или, вот, другой выпускник, Владимир Дурнев – член Союза художников РК, проходит стажировку по керамике в Китае… Всех талантов, взращенных учителем за полвека, не перечислить!

Вспоминает он и такой случай. «Через много лет после выпуска пришел ко мне бывший ученик. «Валерий Лаврентьевич, простите меня, я ведь до сих пор жалею, что на выпускном вечере крепко оскорбил вас»... В тот праздничный вечер этот поросенок расплескал по всему классу чай: на стены, потолок, мебель… Я тогда его тоже по голове не погладил – жестко вывел за шиворот. До сих пор каюсь, что это сделал. И вот он пришел мириться. Сказал, что ему очень пригодились мои уроки. «Живу, как король! Работаю на заводе, из отходов производства – металлической стружки – складываю узоры, это отличный приработок! Спасибо вам большое!».

«Вещественные доказательства»

Но и сам педагог не перестает быть творцом. Даже не беремся перечислять все его заслуги и достижения! К примеру, глиняный сосуд для живой и мертвой воды в форме разделенного яблока, в одной половине анод, в другой катод, пропускается ток, ионы из одной половины проходят через глиняную стенку в другую. Люди пьют воду и лечатся.

Его собак из бересты с удовольствием «клонируют» по всей республике. Работы нашего мастера радуют ценителей за границей, в музеях и частных коллекциях – в Финляндии, Германии. Многие его творения – памятники советской эпохи, изображения теперь уже старого Выльгорта – без преувеличения можно назвать историческими. В центре Чебоксар долго стояла скульптура – дипломная работа Валерия Торопова и его однокурсников. Также его рук дело – памятник «Комсомольцам 1940-х годов от комсомольцев 1970-х» (п. Тонкино), под который авторы заложили капсулу с посланием для будущих поколений. «Тяжелые плиты для монумента сами таскали, я тогда здорово надорвался», – вспоминает он.

Делал и диорамы по заказам музеев. Многие его произведения имеют и собственные истории. Мастер вспоминает: «Работая над фигурой «Женщина за ткацким станком», решил схитрить: не вылепливать руки, а отлить из гипса со своих собственных. Вроде и принял меры предосторожности – смазал кисти вазелином, но «мужественная поросль» все же попала в гипсовую массу… Не передать, как я намучился ее снимать! Наученный горьким опытом, вторую руку перед работой побрил. Зато теперь фигура – часть меня самого».

Про «личную жизнь» другой фигуры – солдата – автор даже байку написал (приведем ее в номере к 23 Февраля)! Кстати, литературных миниатюр Валерий Торопов написал немало, в бытность свою комсомольцем совместно со сверстником-корреспондентом даже организовал клуб «Истина». А сейчас пишет родословную. «Уже 180 страниц», – признается автор.

О себе рассказывает с юмором. Огорошил: «Меня ж посадить хотели! Двойников у меня было много, и не все законопослушные… Как-то к нам в район из Москвы приехал «деятель», который занимался скупкой икон, в том числе краденых. Один из пострадавших «опознал» меня. Понервничать, конечно, заставили: вызвали на допрос, подписал повестку о невыезде... Потом показали фото настоящего преступника – один в один!

Другой случай был, когда служил в армии. Приехал на побывку к другу, за мной бежит какая-то женщина и кричит: «Валера!». Оборачиваюсь. Она: «Валера! Сын!». Я стал объяснять ей, что произошла ошибка, а она отхлестала меня по щекам: «Мать не узнаешь!?»…

Некоторые записи воспоминаний автору приходится восстанавливать. «Когда заимел компьютер, стал приводить в порядок свой архив. Больше года каждый день уделял этому время. Отпечатанное, как водится, выбрасывал. А потом произошел сбой системы, и все стерлось… – поделился горем Валерий Лаврентьевич. – Теперь, вот, информацию на флешке храню».

Но самая важная информация о нем хранится надежно и имеет «вещественные доказательства». Вот лишь немногое из того, что он сделал для нашего района.

Ростовые куклы его изготовления – до сих пор на вооружении районного Дома культуры. Он – создатель бренда «выльгортская игрушка». По его эскизам для сыктывдинцев изготавливались памятные ордена и знаки почета – «За милосердие», «Почетный гражданин». Валерий Торопов – один из инициаторов и автор проекта Дома народных ремесел «Зарань», автор гербов Выльгорта и Сыктывдина.

«...Когда за плечами 50 лет педагогической работы, твой результат – это не столько собственные произведения, сколько работы твоих учеников, их успехи. Никогда не знаешь, кем вырастет твой ученик. Но если ты заложил в него зерно, всегда чувствуешь сопричастность – и к его неудачам, и к его успехам...»

События

31 марта 2024 Отчёт

"Улитка Нэлли и её путешествие"

творческая встреча с автором книги Алёной Шомысовой.
30 марта 2024 Отчёт

Встречная работа

Майя Волкова написала и издала книгу о своем супруге - выдающемся скульпторе
27 марта 2024 Отчёт

поэтическая эстафета прошла в Сыктывкаре

Девять часов стихов Порядка полусотни литераторов
21 марта 2024 Анонс

Съезд Союза мастеров ДПИ и НХП РК

26 апреля 2024 года
22 февраля 2024

Юбилейная ХХХ выставка Мастер года 2023

Откроется 1 марта в 15.00