Триста с лишним страниц стихов (и ни одной страницы лишней!) - это много. В сборник вошли стихотворения от ранних до написанных совсем недавно. 
То есть, в сборнике вся творческая жизнь поэта, а в ней и судьба человека. По названию книги уже можно понять - судьба непростая. Метельная судьба. 
В предисловии к сборнику известная поэтесса Надежда Мирошниченко пишет: "Андрей Попов пропустил через свою поэтическую душу и сердце весь выпавший на его долю исторический отрезок трагического периода России – от не случившегося в восьмидесятых годах назначенного Хрущёвым перехода к коммунизму до всех последующих вихревых событий, происшедших и происходящих в нашем Отечестве до сегодняшнего дня". Я с ней согласен. И ещё наблюдение Надежды Мирошниченко: "Изумляет разнообразие тематики, разнообразие жанров, мастерское владение диалогами, бытовыми и психологическими сюжетами. И чувствуется желание укрупнения масштаба формы – более частый переход к притчевости, заимствованной у библейских сказаний, но исполненной на сегодняшних героях и сюжетах. Острые диалоги с классиками. Блок. Рубцов. Мандельштам… " В последний раз воспользуюсь цитатой из предисловия: "Будучи совершенно открыт в любой своей позиции, Андрей Попов нигде не распахивается в своей исповедальности нараспашку, т. к. не забывает, что это и его исповедь перед Господом. И эта исповедь требует таинства как никакая другая". Да, перед нами исповедь человека-поэта, прикоснёмся же к ней с уважением, вниманием и состраданием... 
А я хочу начать разговор об этой книге со стихотворения, которое (по моему личному мнению) ставит его автора в ряд лучших современных русских поэтов: 
*** 
Ни в птице, что летит, крылом касаясь лета, 
Ни в утренней звезде, ни в памяти времён, 
Ни в книгах мудрецов не отыскать ответа, 
Ответа не найти – зачем я был рождён? 
И только самому врасти душою надо 
В звериную тоску, в распутия дорог, 
В нежданную любовь, во все сомненья ада 
И в городскую мглу, и в полевой цветок, 
И в горькие слова, и в роковые числа, 
И в облако надежд, что на семи ветрах. 
И молится душа от осознанья смысла – 
Из праха рождены, чтоб возвратиться в прах. 
И молится душа, что всё на свете этом 
Уходит навсегда, 
Предчувствуя свой срок – 
И птица, что летит, крылом касаясь лета, 
И городская мгла, и полевой цветок. 
Чего же ты хотел? И твоего ухода 
Ждут листопад и дождь, зарницы и мороз. 
И молится душа. И говорит погода. 
 И трудно разобрать ответа на вопрос. 
2020 
 
Для меня именно в этом стихотворении зашифрована вся книга. 
(Вообще, я буду много и полно цитировать, а иначе я не могу рассказать о книге поэзии). 
Книга состоит из семи глав (и это неслучайно). Главы (1. "Размыло пути до рая"; 2. "Жизнь оказалась талантом"; 3. "Молчание последних труб"; 4. "В городе Ирода"; 5. "Скупая гадалка"; 6. "Хождение по магнитным бурям"; 7. "Приговор восточного ветра") тематически не ограничены: в каждой есть стихи о вере, о любви, о малой родине и Родине большой, о жизненных потерях, о творчестве... 
Но поэт не водит читателей по кругу, он возводит их (и себя) по спирали. Эта книга - восхождение, от первой строки до последней. Главы - ступени... Восхождение к судьбе понятой как суд Божий; что Бог судил, то и свершилось, то и надо принять как судьбу... 
ВОРКУТИНСКИЙ ВОПРОС 
Я родился в краю гагар, 
Куропаток и белых сов, 
И сюда никакой Макар 
Не гонял телят и коров. 
И в судьбе моей падал снег, 
Снова падал – как будто впрок. 
Я смотрел на него, как зэк, 
У которого долгий срок. 
Я смотрел на него в упор, 
С ним легко соглашаясь в том, 
Что не я выбирал простор, 
Что не я выбирал роддом. 
Кто же выбрал? Какая цель? 
Непонятно. Туман и тьма. 
Но зато впереди метель, 
Но зато впереди зима. 
2015 
 
"Воркутинский вопрос" - на самом деле - вопрос русский, вопрос общечеловеческий - для чего я живу? Какая цель у моей жизни? 
А в последнем стихотворении книги, если не ответ, то указание, на то, где его искать: 
*** 
Келья была у монаха проста: 
Стол и божница, псалтырь и кровать. 
Было окошечко в форме креста, 
Чтобы сквозь крест этот мир понимать. 
 
В сердце бы келью такую иметь, 
Скромную келью монаху под стать, 
Чтобы смотреть на рожденье и смерть, 
Чтобы сквозь крест это всё понимать. 
2019 
 
Всё понимать "сквозь крест" - вот ответ на "воркутинский вопрос". Вот итог книги. 
А между первым и последни стихотворением - книга-судьба, в которой слилось личное и общее, в которой есть чёрное горе и светлая любовь, смех и плачь... Жизнь... 
 
Андрей Попов раз за разом обращается в книге к Воркуте. К Воркуте ставшей для России одним из символов страдания, и к Воркуте - малой родине поэта, с которой пришлось уехать (а это ведь тоже судьба миллионов русских)... Вот одно из таких стихотворений: 
ВОРКУТА 
Ты спросишь меня: 
Как живу 
В своём городишке убогом? 
Легко ли небес синеву 
Коптить в нём ритмическим слогом? 
Я в городе мёртвом живу, 
 В обычном живу городишке, 
Где может у школы «траву» 
Курить малолетний мальчишка, 
Где часто вселенский размах 
Кончается бабой и водкой, 
И прячется солнце в глазах 
Бомжа, что страдает чахоткой, 
Где с каждым гуляньем скучней 
Похмелье лечить и простуду, 
Где нет сорок лет лагерей, 
Но – странное! – чувство, что будут, 
Где воля тщедушной братвы 
Слезам, как столица, не верит. 
Где люди скорее мертвы, 
Чем живы. 
Но люди, не звери! 
Свидетель кромешного дня, 
Сержусь на суровые стужи – 
Природа изводит меня, 
Из города гонит меня. 
Но больше нигде я не нужен. 
Нигде не преклонишь главу, 
 Хоть русская даль неоглядна… 
Я в городе мёртвом живу. 
А как? Да не умер. И ладно. 
2005 
Но русский поэт Андрей Попов уже давно живёт в столице республики Коми и в себе несёт кровь и память коми-народа, являясь, к тому же потомком основоположника коми-литературы Ивана Куратова, и это тоже знак и факт судьбы поэта. Но и факт судьбы России - родины многих народов. 
 В КРАЮ Ю 
В краю, где я ревную и люблю, 
Где коротаю свой железный век, 
По-коми речку называет «ю» 
Таёжный житель, добрый человек. 
И душу неспокойную мою, 
Которая привычно видит снег, 
Утешит вдруг лесное слово «ю», 
Что произносит добрый человек. 
Что в слове этом?! Только звук и знак – 
На речку я невольно посмотрю, 
Потом на город – сколько железяк! 
Всё понимаю, а живу не так, 
Как добрый человек тайги, рыбак, 
Который говорит, как дышит – «ю»... 
 
Андрей Попов часто обращается к своим поэтическим предшественникам, вступает с ними в заочные разговоры и даже споры. Одно из знаковых стихотворений - "Два Николая", это заочный, нет, не спор, всё же, разговор с Рубцовым (чувствуется - одним из любимых поэтов А. Попова), жившим в другое время и может не успевшим дожить, доглядеться до другого взгляда на судьбу последнего русского царя... 
ДВА НИКОЛАЯ 
"Не жаль мне, не жаль мне 
растоптанной царской короны…" 
Николай Рубцов. 
 
Жил в Воркуте я, морем Карским 
Дышал, читая между дел 
Стихи Рубцова. Власти царской 
Он не жалел. А я жалел. 
И морем Карским, и свободой 
Дышало небо надо мной. 
Жаль храм, разрушенный народом, 
Народ, измученный войной 
С собой… 
Жаль веру: став ему обузой, 
Ушла в стихи и лагеря. 
Мне жаль Советского Союза. 
И жаль убитого царя. 
Мне жаль разрушенный, как атом, 
Народ 
И храма русский свет... 
Что царь убит своим солдатом, 
Своею женщиной – поэт. 
2014 
Вот к каким глубоким историческим прозрениям приводит разговор двух поэтов - Андрея Попова и Николая Рубцова... 
И мне жаль Советского Союза как исторической части России-Руси и времени моего детства и юности, и мне жаль убитых царя, царицы, их прекрасных детей и верных слуг... И мне "жаль разрушенный, как атом, народ и храма русский свет..." И ещё многим читателям. 
 
Многие стихи поэта посвящены огромной личной потере, о которой я бы и не рискнул здесь упоминать, но стихи о ней уже стали фактом поэзии (и остаются фактом судьбы и биографии поэта) и я приведу одно, по силе эмоционального воздействия не уступающего рубцовскому: "Аленькому цветочку" ("... Нёс я за гробом матери аленький мой цветок"). 
*** 
Потерял я ангела. Не придёт домой. 
Сын мой неустроенный – светлый ангел мой. 
Я учил летать его. Строг был невпопад. 
А его убили. И он теперь крылат. 
Тёмными слезами свет заволокло. 
Слёзы утирает мне ангела крыло. 
2017 
 
Что может удержать в беде и горе - любовь. Которая у поэта есть. Марина - земная и поэтическая муза и судьба... 
 
МЕТЕЛЬ 
Метель, Марина… Небо упадёт. 
Путь занесёт. Смятения эфира 
Не разберёт взыскующая лира, 
Не разберёт слова который год. 
А город, постарев от непогод, 
И сотворив и разлюбив кумира, 
От холода, декабрьской мглы и мира 
Уйдёт в монахи. Или всё пропьёт. 
А где любовь? Я думаю, что рядом — 
Когда застыли зимние часы, 
Когда зодиакальные Весы 
Раскачивает ветер, – до разлада 
Всего один порыв... А верить надо, 
Марина, в приближение Весны. 
1992 
 
И конечно вера - в Слово, в Любовь, то есть, в Бога... В этой вере спасение человека и народа. 
 
*** 
Днём или, может, порою полночной 
Сердце поймёт, что болит к непогоде, 
Что разыграется ветер восточный – 
Ветер Господень. 
Ветер придёт из далёкой пустыни 
И занесёт родники и колодцы, 
Горькие речи и храмы гордыни. 
Кто же спасётся? 
Кто же, привязанный к родине милой, 
К жизни своих гаражей и домишек, 
Выкрикнув, выдохнув: «Боже! Помилуй!», 
 Будет услышан? 
2007 
Я лишь пролистал новую книгу Андрея Попова, остановившись на отдельных стихотворениях, прочитать книгу - самостоятельное дело читателя, личный труд и усилие, к которому я горячо призываю - книга этого стоит! 
А жизнь и судьба русского поэта Андрея Попова продолжаются, и мы - читатели - ждём его новые стихи и книги. Ждём, когда из молчания вновь родится речь и поведёт к Слову... 
МОЛЧАНИЕ РЕКИ 
Течёт река, не зная языка – 
Ни русского, ни коми, ни иного. 
По ней плывут цветы и облака. 
Молчит река. Не говорит ни слова. 
Река и речь… Язык наш не забыл: 
Одна у них природная основа. 
Но речь на дно осела, словно ил. 
Молчит река. Не говорит ни слова. 
У Стикса невысокая волна – 
Кто не прочёл молчания речного, 
На время лишь поднимет ил со дна… 
И вновь река 
Не говорит ни слова. 
2014
по материалам Дмитрия Ермакова